Уже позже картина Эжена Делакруа, написанная им в 1830 году, стала называться «Свобода на баррикадах», но первоначально она называлась «Свобода, ведущая народ”.
Иногда ошибочно считалось, что полотно создано под влиянием Французской революции, но на самом деле Делакруа посвятил сюжет картины событиям июля 1830 года, когда в Париже происходили ожесточенные уличные бои, приведшие к свержению Карл X, последний из семьи Бурбонов, столь ненавидимый народом Франции.
Молодой
Эжен Делакруа, позиционировавший себя не как революционер, а как бунтарь, воодушевленный и опьяненный свежим воздухом свободы и добившимся побед, принялся рисовать картину кровавых дней и подвига народа. Художнику понадобилось три месяца, чтобы выполнить поставленную перед собой задачу, после чего перед глазами восхищенной публики предстала «Свобода, ведущая народ”.
Сюжет на полотне повествует о фрагменте жаркого боя, где отряд вооруженных повстанцев сквозь тела погибших товарищей и сквозь полет пуль пробивается к намеченной цели.
Перед ними всеми, с поднятым в одной руке трехцветным флагом Французской Республики и пистолетом в другой, стоит женщина. Это Свобода, которая вовлекает людей в атаку. На ней фригийская шапка, характерная для якобинцев, и обнаженная грудь, символизирующая яростное желание революционеров идти с обнаженной грудью против королевских штыков.
Кисть живописца безукоризненно подчеркивала разнообразные наряды повстанцев, указывая на то, что на уличных баррикадах плечом к плечу сражались представители разных слоев общества. Делакруа также присутствует на изображении в виде мужчины в цилиндре слева от Свободы, несмотря на то, что не принимал участия в уличных боях.