Автопортрет Ван Дейка, являющийся одной из лучших картин в Эрмитаже, показывает нам художника в творческом, безудержном воплощении человека, дающего яркое впечатление от воплощенного искусства, немного бунтарского, выделяющегося на фоне житейские образы жизни, и именно этим он особенно привлекателен.
Аристократичность внешности подчеркивается мастерской игрой света, превращающего бледность кожи в достоинство, присущее воплощению тонкой натуры, чувствительной и оттого чувственной, эмоционально возвышенной и оттого
глубокий.
Кудрявые волосы, блеск в глазах, зачарованная и отстраненная улыбка, восприимчивый настрой, открытый миру и при этом слушающий и говорящий — так должен выглядеть человек-мышь и нести в мир свое неповторимое видение. Тусклая цветовая палитра, использованная для картины, компенсируется искусным контрастом между ясностью освещения и размытостью линий кожи, создавая реалистичные пейзажные сумерки.
Попытка художника-портретиста, гениально улавливающего характерные черты других и в своих картинах показывающего сущность более глубокую, чем видимость, изобразить в своем восприятии собственную индивидуальность, заслуживает особого внимания, подобно зеркалу, пытающемуся отразить себя и показать глубину, скромно не превращается в бесконечность только от формального соблюдения приличий.
Парадный портрет является основным жанром и главной особенностью Ван Дейка, а «Автопортрет» возводит суть его таланта в абсолют, позволяя ценителю увидеть все тонкости мастерства художника на одном полотне.
Особый колорит, близкий венецианской школе, сделавший художника одним из самых выдающихся портретистов XVII века, представлен в этой картине в чистом виде. И именно этот цвет внес весомый вклад в развитие английской живописи, стал эталоном, воплощенным в традициях английской портретной школы, основанной Ван Дейком.