Портретная живопись замечательна тем, что дает зрителю возможность не только увидеть человека, но и раскрыть его внутренний мир, состояние его души. Яркое тому подтверждение — один из лучших портретов Н. В. Гоголя.
У великого писателя была близкая дружба с автором полотна Федором Антоновичем (Отто Фридрих Теодор) Мёллером. Портрет художник создавал с натуры — автор неоднократно и с удовольствием позировал для друга. Это позволило художнику воплотить образ одного
из крупнейших в мире писателей-мистификаторов.
Интересна судьба произведения искусства. Оригинал долгое время экспонировался в Полтавском художественном музее. Во время оккупации края в Великой Отечественной войне полотно было утеряно.
Однако, к радости многих поклонников гоголевского творчества, до наших дней дошел двойник утраченного творения — авторский повтор. С. М. Третьяков, один из основателей и владельцев собственной галереи, взглядом опытного знатока сумел разглядеть и оценить высокое значение творчества Мёллера не только для отечественного, но и для мирового искусства. В конце XIX века полотно навсегда обрело место жительства — Третьяковскую галерею.
Портрет является идеальным воплощением знаменитой двойственности авторской натуры, состоящей из двух частей – светлой и темной.
Лицо автора – единственная яркая часть картины. Николай Васильевич смотрит с холста добрым, умиротворенным взглядом. Его доброта и самодовольство не выглядят фальшивыми. Понятно, что длительная неподвижность в процессе позирования совершенно не смущает Гоголя.
Мрачная, недружелюбная, являющаяся темной стороной картины, находит
Воплощение сумеречных тонов в одежде подчеркивает наличие в судьбе великого автора мистики, интонаций потустороннего мира.
глаза особенно выразительны на портрете. Печальный взгляд с намеком на глубокую внутреннюю тоску как бы подтверждает сложный внутренний мир персонажа.
Приземление, поворот верхней части туловища в выгодном для себя свете выдает, насколько тщательно Гоголь готовился к сеансам позирования. Он «разбавил» темноту пальто цепочкой, которая почти незаметно блестит на полотне. Классическое полное лицо сменяется едва заметным поворотом головы — это явная попытка скрыть чрезмерную, как показалось автору, длину носа.
Портрет работы Ф. Мёллера по праву считается одной из лучших картин гениального автора.