Портрет самой известной из русских императриц, Екатерины II, был написан помощником живописца Федором Рокотовым в 1763 году, когда проходило коронационное торжество по случаю восшествия императрицы на российский престол.
Несмотря на относительно молодой возраст, Рокотов был уже в то время достаточно известным художником, и высочайший орден был еще одним доказательством признания его таланта. Для написания портрета императрица позировала Рокотову в Петергофе.
Для Рокотова, ученика Елизаветинского двора
живописец Пьетро Ротари, отличающийся трудолюбием и умением погружаться в природу. Композиция полотна построена вокруг профильного поворота фигуры, сидящей в кресле. В парадных портретах такой прием встречается не очень часто.
Отчасти причина необычности портрета заключается в необычности самой императрицы, в формировании новых идеалов. В начале своего правления увлекалась новейшими философскими идеями, активно переписывалась с французскими энциклопедистами — Дидро, Вольтером и рядом других. Императрица делает жест собеседнику, невидимому зрителю картины.
В остальном композиция вполне традиционна. На изображении присутствуют все императорские регалии, обычные для парадных портретов. Торжественность портрету придает стандартный передний фон – колонна и драпировки. И, конечно же, сама императрица, с идеальной осанкой, выработанной годами, и утонченным профилем. Портрет динамичный, живой и величественный одновременно.
Сама императрица считала портрет, написанный Федором Рокотовым, одной из самых удачных своих картин. В последующие десятилетия образ неоднократно копировался, как самим автором, так и рядом подражателей и последователей. Встречаются как точные копии и повторения портрета, так и содержащие незначительные изменения в аксессуарах.