На этом полотне, как и на многих других картинах Журавлева, изображен драматический и «закулисный» мир XIX века, отраженный в ряде пьес Островского. Перед зрителем разворачивается очередная любовная драма – юная невеста сидит на коленях и рыдает.
Браки по расчету в те времена были не редкостью. Так что этой барышне уготована роль жены человека, которого она не любит. Скорее всего, ее будущий муж богат и очень знатен, но, к сожалению, стар и неприятен ей. Однако выгодный брак гораздо удобнее для родителей невесты, которые
решили таким образом значительно улучшить свое и без того шаткое положение в обществе.
Стены дома украшают лики святых – родители невесты глубоко верующие люди. Отец невесты готовился благословить дочь на замужество с иконой в руках, но теперь он в недоумении и смотрит на нее, не понимая, какие действия от него требуются.
Мать невесты стоит позади отца. В ее руках тарелка со свежеиспеченным хлебом и солью для молодоженов. Ситуация поставила родителей невесты в крайне затруднительное положение: на их лицах растерянность и удивление.
На заднем плане зритель видит жениха и его родственников. Их сдерживало ожидание, и, наконец, они решили войти через дверь комнаты. Заметно перешептывание между гостями — слишком много негативного внимания такое событие привлекло. Заметно и состояние жениха — он крайне недоволен происходящим здесь и готов в любой момент сорваться с места, лишь бы не наблюдать этого позора.
Зритель может предположить, что исход этого события не сулит ничего хорошего ни невесте, ни ее родителям. Скорее всего, такое поведение невесты сильно разозлило жениха. Это происшествие могло бы даже сорвать предстоящий брак, избавив девушку от печальной участи стать женой нелюбимого, но дурная слава только увеличила бы проблемы ей и ее семье.