Франсуа Буше был, пожалуй, самым ярким представителем живописи периода французского рококо. Художник получил множество наград еще при жизни и был «своим» при дворе Людовика XV, чьи портреты его любовницы, знаменитой маркизы де Помпадур, он неоднократно писал. Талант художника многогранен; писал живописные полотна, расписывал задники для театральной сцены, делал гравюры; занималась росписью по фарфору, расписывала веера и делала эскизы для тканей. Но талант Буше проявился ярче всего
в живописи, в изображении мифологических и библейских сцен. Фоном для них всегда были пасторальные пейзажи и старинные постройки, которых не было в реальности. Мифологическая живопись Буша попыталась придать вид росписи по фарфору. В этих работах он использовал много ярких красок, но общий тон сводился к сверкающей розово-золотой гамме, декоративной и праздничной. Все персонажи его жанровых сцен чувственны, колоритны и легкомысленны.
Сюжет «Леды и лебедя» — это классическая история о соблазнении молодой женщины, жены спартанского царя, Зевсом, принявшим облик большой белой птицы. В качестве сюжета эта легенда была очень популярна как в искусстве, так и в литературе. Скульптуры и мозаики с изображением Леды и ее крылатого друга сохранились с древности. Во времена Чинквеченто акт приобрел особую популярность; картины на эту тему писали Микеланджело, Леонардо да Винчи и Караваджо. В интерпретации Буше сцена приобретает плотское, эротическое звучание; Тело Леды выглядит земным и сексуальным. При этом французский автор рисует полотно с присущей ему легкостью – легкомысленной и пустой, она не вызывает каких-то особых базовых ассоциаций.
На картине «Леда и лебедь» белая птица, согнув тонкую шею, напряженно тянется к красивой обнаженной женщине. Леда смотрит на лебедя с кокетством и желанием. Подобные вздорные образы «на грани приличия» были тогда чрезвычайно модными; богатые люди покупали их для украшения интерьера.
Считается, что Буше специально рисовал свои работы так, чтобы они идеально вписывались по цвету в любой интерьер, гармонировали с гобеленами, мебелью и фарфором. Насыщенная синева и зелень фона разбавлены мягким блеском телесно-розового и золотого в изображении тел; в перьях лебедя видны нежные лиловые отсветы. Складки покрывала окрашены в насыщенный алый и охристо-желтый цвета. Тела красавиц нарисованы в соответствии с модными тенденциями того времени – пышные, пухлые, землистые, с обилием мелких складок. В эпоху рококо красивым считалось только такое телосложение.