Описание картины Франсуа Буше «Мадам де Помпадур»

Описание картины Франсуа Буше «Мадам де Помпадур»

Франсуа Буше – очень разносторонний французский художник. Основу его творчества составляют картины на мифические и библейские сюжеты; он также любил изображать повседневную деятельность граждан Парижа и пасторальные сцены, часто записывая портреты. Любовница Людовика Пятнадцатого, маркиза де Помпадур, была его преданной поклонницей и любовницей; Буше занимался украшением ее резиденции и написал несколько парадных портретов маркиза. Настоящее имя Помпадур — Жанна Антуанетта Пуассон. Почти

в течение двадцати лет она имела огромное влияние как на короля и его решения, так и на государственные дела и жизнь в королевстве. Король подарил Жанне-Антуанетте поместье Помпадур и присвоил титул маркизы, после чего ей был предоставлен формальный развод с мужем.

Живопись была предметом особой страсти этой женщины, она задавала моду всей Европе, ее именем были названы прически, интерьеры и костюмы. Рококо было излюбленным стилем фаворита, и покровительствовала она не только Бушу, но и всем представителям этого направления. Франсуа Буше всегда окрашивал маркизу в серебряные, голубые и зелено-оливковые тона. Видимо, к точному портретному сходству он не стремился — на портретах других художников де Помпадур выглядит несколько иначе, грубее и жестче. Буше идеализировала и отчасти обожествляла свою покровительницу и возлюбленную, воссоздавая модный тогда эталон женской красоты — фарфоровое кукольное лицо, огромные миндалевидные глаза, маленький нос и маленький полный рот, капризное выражение. Сама Жанна-Антуанетта часто замечала, что Буше рисует ее «очень красиво, но не очень похоже». Все картины маркиза отличаются от других портретных работ автора – им свойственна некоторая интимность, интимность и частичная чувственность. Однако царскую фаворитку он почти всегда изображал в одной и той же позе, чаще с книгой в руках — менялись только наряды. Лица на портретах тоже почти одинаковые — кажется, что за более чем десять лет женщина ничуть не постарела.

Самый известный портрет маркизы де Помпадур — в сине-зеленом платье с легким серебристым блеском, украшенном бледными розами. Маркиз возлежит на полосатом диване, задумчиво смотрит вдаль, в правой руке раскрытая книга. Нет сомнений, что наряд Жанны-Антуанетты – это квинтэссенция моды того времени. Розовое с серебром кружево, бант на шее из такого же нежного материала, несколько нитей белого жемчуга на запястье, цветы в красивой прическе. Маркиза выглядит несколько претенциозно – многие в Париже смеялись над ее буржуазным стилем в одежде, но на удивление прошло несколько месяцев – и снова скопировали ее стиль.

Boucher прекрасно передает ощущение чистоты и свежести, которое исходит от де Помпадур. Именно маркиза ввела во Франции моду мыться чуть ли не ежедневно — до этого времени дамы заглушали неприятный запах собственного тела, обливаясь духами с ног до головы. Аромат под шариками был ужасающий. Фаворитка короля благоухала розами, выгодно отличалась от других женщин — и со временем мода на ежедневное мытье наповал обыграла весь Париж. На этом полотне маркиз изображен уверенным и спокойным, легко задумчивым и мечтательным; несмотря на известные недостатки реализма, художнику удалось уловить сущность ее персонажа. Именно благодаря этим качествам своей натуры маркиз фактически правил страной в течение двух десятков лет, давая королю возможность без конца веселиться и праздновать.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий