Полотно представляет русское творчество известного художника. Прежде чем приступить к росписи самих хоров, Семирадский долго разрабатывал эскизы, чтобы как можно точнее изобразить действие жития св. Александра Невского.
Художник должен воплотить в личности Невского и мудрого правителя, и человека с огромной душой, позволившей причислить его к лику святых.
К сожалению, картина не сохранилась, и судить о величественной живописи можно только по эскизам.
Картина «Александр Невский получает
папское наследие» — это только четверть всей картины. Особенностью этой работы считается блестящая проработка мельчайших деталей.
Художник так тщательно работал с исторической достоверностью, что пришедшие в храм чувствовали себя свидетелями происходящего. Некоторые утверждали, что таким образом образ утратил свой возвышенный дух и ему не было места в стенах храма. Но гениальность произведения не позволяла ни церковникам, ни строгим критикам требовать зарисовки картины.
Сцена из материального мира изображена достаточно красочно. И речь идет не только о разнообразии цветов и их оттенков, но и о мелких деталях росписи. Ясно различимы лики Невского и одного из папских легатов, помещенных на переднем плане, но также прекрасно видны лики гвардейцев и лик святого на заднем плане произведения.
Семирадского также обвиняли в увлечении деталями, которые, естественно, отвлекали от общего восприятия картины. Однако эффект был немного другим. Изображение трансформировалось в нечто большое по смыслу, а не по размеру. Этим очень удобно подчеркивалось значение описываемого момента для истории России.
В целом картину относят к монументальному творчеству художника, ввиду ее очевидной близости к станковой живописи.