»Танец среди мечей» — картина русского художника Семирадского, удивительная тем, что в ней нет ничего от прославления родины, что свойственно русским художникам. Обычно считалось хорошим тоном прославлять народ, или тонкие белые березки, или хотя бы исторические моменты.
Картины, подобные картине Семирадского, современники передвижников считали «чертополохом, который нужно выполоть”.
На картине изображен Древний Рим и развлечения знати. В беседке, в тени, сидят мужчины. Они одеты в белое
тоги, на головах у них венки из цветов, на столе немного еды, а сама беседка увита цветами и зеленью. Мужчины выглядят внимательными и довольными своей судьбой. Судя по всему, это и патриции, умеющие отдыхать в тени, и танцоры, и музыканты. Остальные могут быть свободными и расслабленными.
Перед ними, среди воткнутых в землю острием вверх мечей, танцует обнаженная девушка. У нее браслеты на запястьях и серьги в ушах. Она выгибается, ее спина напряжена, и все ее тело выглядит напряженным, как дрожащая струна. Ее сопровождают три девушки. Один играет на флейте, другой на барабане, третий на лире.
Но самое интересное в картине не люди, а пейзаж, который их окружает. За садовой оградой видны пологие горы и синее мерцание моря. Ласковое золотое солнце светит с неба, играя на лицах бликами, одевает танцующую девушку в самые лучшие одежды. Он легкий, и даже просто взглянув на картину, можно представить, какой он теплый на ощупь, и как подвижны его лучи. В тепле и счастье летнего утра танцующая девушка кажется нимфой, а музыканты – ее сестрами, украденными из леса и принесенными в роскошный дом, чтобы развлекать богатых.
«Даже если бы на картине не было людей, это был бы шедевр», — писал один критик. И это правильно. Пейзаж, написанный с любовью и вниманием, был бы прекрасен сам по себе.