Картина «Сожжение протоиерея Аввакума» 1897 года иллюстрирует казнь Аввакума. Сначала протоиерей провел несколько лет в тюрьме, где морил голодом и подвергался издевательствам. После этого его приговорили к сожжению заживо. Жители города Пустозерска пришли посмотреть спектакль.
Мясоедов точно передал огненные языки, готовые поглотить фигуры двух смертников, чьи руки привязаны к столбам. Аввакум – седовласый дедушка, придерживавшийся старой веры. Он выглядит измученным, но у него еще много сил, чтобы защищаться и
соблазнить людей поверить в «истинную» веру. Он стоит в согнутом положении и, кажется, пытается заглянуть в глаза каждому человеку перед смертью.
Яркое пятно на картине — мальчик в золотом камзоле, дьяк с царским указом, который перед сожжением читал его вслух, и священник. Это представители власти. А ее защитники здесь — стрельцы, которые одеты в красные кафтаны и стоят у костра, чтобы предотвратить набеги народа.
Публика разделилась на два лагеря: тех, кто жалеет Аввакума, и тех, кто проявляет равнодушие. Сочувствующие явно проигрывают в численности: мы видим женщину с распростертыми руками и мужчину с поднятой рукой в два пальца — символ «старой» веры.
Мясоедову удалось добиться прямого сходства с распятием Христа на Голгофе. Это доказывает копье лучника, горе-смертники, церковь на заднем плане, равнодушные горожане. Художник словно хочет сообщить зрителю: последствия трагедии будут огромными. После казни приверженцы «старой» веры стали массово переселяться в другие страны.