Идея синтеза приемов музыки, живописи и литературы пронизывает все творческие практики символизма, которыми пользовались многие художники рубежа веков. Не обошла эта участь и австрийского художника Густава Климта, в картинах которого («Музыка» 1895 года, цикл «Бетховенский фриз») отчетливо просматривается интерес к искусству как средству воссоздания, освоения мира.
«Музыка» изображает юную гречанку, играющую на лире, в облике которой угадываются черты современной жительницы Климта
Вена. Контраст – главная особенность этого полотна. Это видно, например, по нарочитому контрасту между темным платьем девушки и ярким внешним видом инструмента. В свою очередь живописное пространство, изображающее гречанку в окружении причудливых узоров, издалека напоминающих музыкальные ноты, контрастирует с подчеркнутой пустотой остальных планов. По обеим сторонам расположены каменные изображения демона плодородия Силена и сфинкса.
Образ последнего можно интерпретировать по-разному, например, как указание на творческую свободу художника. Это высказывание было особенно близко Климту. И каменные изваяния, и лира, знаменитый символ бога Аполлона, покровительствовавшего искусствам, относятся к античной эпохе. Именно она, по мнению символистов, полна неиспользованных ресурсов, способных обновить современное искусство, но для этого требуется новый, нетронутый взгляд на эпоху, когда человеческая мысль еще находилась в колыбели. Возможно, именно это имел в виду Климт, когда специально сравнивал современный и древний миры на картине.
Несмотря на то, что «Музыка» относится к ранним работам художника, в ней уже видны черты зрелой манеры Климта: использование двухмерного пространства, специфического цветового решения. Это создает непередаваемое ощущение трансцендентности, нереальности изображения, которое так привлекает полотна этого художника.