Распространение моди на иносказания и тайный смысл коснулись живописи. Художник создал две картины, дополняющие друг друга. Это «Аллегория веры и аллегория живописи». Чтобы понять замысел мастера, следует помнить, что в ту эпоху символы имели большое значение и только посвященные понимали этот тайный язык.
Мастера голландской школы создавали полотна, где в предметах и деталях можно было видеть второй, а то и третий смысл.
На первый взгляд – это обычная постановка мастера-художника. Однако,
если внимательно присмотреться к обнаружению того, что урозулисалас у окна, то заметна нарочитость ее позы. Основная задача модели не в постановке, а в демонстрации предметов-символов.
Труба и лавровый венок означают славу и победу, фолиант истории указывает на источник вдохновения художника. Шторы и маски – театральные атрибуты. Можно интерпретировать их как указание на постановочность картины. Его можно рассматривать как напоминание о том, что все люди прячут свое настоящее лицо за маской и играют выбранную роль на протяжении всей жизни. Сама девушка видится музой.
Сам художник не показывает своего лица, он полностью поглощен работой. Напряжение пронизывает каждый жест и взмах кисти. Он пытается поймать момент. Остановить его на холсте. По некоторым деталям одежды можно предположить, что перед нами автопортрет Вермеера.
Полотно было написано одним порывом и не подвергалось последующим переделкам. Мастер продумал его заранее до мелочей.
Картина была дорога художнику и оставалась с ним даже в трудные времена.