В золотой век свободы и процветания протестантской Голландии родился загадочный художник Вермеер. Он не только творил, но и занимался коммерцией.
О карьере Яна Вермеера практически ничего не известно, но он всегда был окружен искусством. На художника оказала влияние итальянская живопись и творчество Караваджо. Яркие цвета и плотный слой цветов указывают на итальянское влияние. Ведущим лейтмотивом и особенностью его творчества стал современный жанровый сюжет.
Зрелый художник выбрал для всех своих работ одну
размер холста размером 45×41 сантиметр. Уникальный дар живописца состоит в том, как он обращается со светом, а его сила в превращении простого изображения в монументальное, а также во внимании к деталям быта.
Предметы он передает с придричивой частицей текстуры и характером людей. Вермеер — блестящий мастер светотени, достигавший тонких световых эффектов за счет искусного наложения слоев краски. Исследователи творчества Вермеера считают, что он использовал древнюю оптику — камеру-обскуру.
В картинах Вермеера географические карты, подобные земному шару в «Астрономе», символизируют могущество Голландии, которую художник прославляет, так как в XVII веке это была процветающая и богатая страна, благодаря международной торговле.
Профессия астроном и название картины — образ в век разума и науки, а человек — хозяин планеты. Слабо освещенная сцена точно показывает отношения между человечеством и планетой, и ключом в этих отношениях является знание. Оно отражено текстами на столе. Человек, сидящий за столом, Антоний Ван Левенгук — разработчик микроскопа.
Известно, что художник и ученый были знакомы, и последний занимался запутанными финансовыми делами творца в Делфте.