Художник Иероним Босх в своих картинах всегда оставлял зрителю загадки и места для размышлений. С помощью кисти он не только искусно писал прекрасные картины, но и вкладывал в них глубокие аллегории, понятные далеко не каждому ценителю искусства.
Он же увидел сцену возвращения блудного сына и донес до зрителя в своей сложной и загадочной манере исполнения.
Главный герой этого полотна – блудный сын. Он решил покончить со своей жалкой жизнью и вернуться к достойной и чистой жизни. Человек видит
очень тонкий и изогнутый. Это признак того, что скудных копеек, которые у него иногда есть, не всегда хватает на еду.
Одежда туриста в очень плачевном состоянии. Он потрепан, растянут и местами порван. Но вряд ли он сменил нижнее белье.
Перед отъездом в дальний путь, к родному отцу, герой бросает прощальный взгляд на место жительства. Отныне он не переступит порог этой грязной таверны. Его уход привлек внимание женщины. Она смотрит в окно полуразрушенного здания и, возможно, даже завидует герою.
У него хватило сил сбежать из этого рокового места. Остальным обитателям противного приюта все равно, что происходит. Они не думают о морали и не стремятся изменить свою жизнь.
По выражению лица путешественника можно понять, что он устал влачить свое жалкое существование и презирает зеленый хутор со всеми живущими на нем душами. Но намек на улыбку и приподнятые брови говорят о том, что тяготы судьбы не совсем погасили его дух и стремление к лучшему. Теперь он многое понял.
Иероним Босх был глубоко религиозным человеком. Он хотел вставить в смысл своей картины не только описание известной притчи. Путь от зла к добру и от греха к Господу всегда тернист. И только те, кто прошел его до конца, получат долгожданное счастье.