Босх вложил душу в свое произведение «Искушение святого Антония». Его знаменитый триптих — одна из лучших картин художника. Основой для написания послужил сюжет литературы Средневековья о том, как св. Антоний поддался страшным искушениям в египетской пустыне. Оригинал картины хранится в Государственном музее Лиссабона. В Португалии полотно появилось в 1523 году: тогда его приобрел Дамиао де Гуа, известный португальский гуманист. Имеет полотно и несколько копий (их около 20).
Этот шедевр европейской живописи создал
Bosch, состоит из нескольких компонентов. Так, в центральной части триптиха только «Искушеней св. Антония», слева ставне — «Полёт и падение…», справа — «Видения…». На внешних страницах изображены эпизоды о Страстях Христовых.
Центральная часть триптиха наполнена фантастическими персонажами. Таким образом, белая птица превратилась в настоящий корабль с крыльями, поднявшимися к небу. Скорее всего, идеи Босха произошли от граффити на монетах эпохи Александра Македонского.
В центре полотна совершается обряд черной мессы, что свидетельствует о противоречивых настроениях и смущении мастера кисти. Здесь женщины-священницы совершают кощунственную службу. Их окружает смешанная толпа: играющее на мандолине существо, одетое в черный плащ, с совой на голове и мордой кабана, мчится вслед за калекой на грешную часть. В этих обстоятельствах сова символизирует ложь, хотя в других источниках она является символом светлых сил, так называемым божьим оком, наблюдающим за действиями участников алхимического процесса.
Монстры выходят из больших красных фруктов. Их глава – бес – играет на арфе. На дальнем плане изображен колдун в цилиндре, управляющий действиями группы демонов. Внизу полотна художник изобразил плывущую утку без головы, на шее которой имеется небольшое окошко, из которого она выглядывает.
Главный персонаж левой ставни – сам св. Антоний. Он упал с неба, и антониты подняли его. На вершине творения святой сложил руки в молитве, не обращая внимания на своих мучителей.
На правом крыле Антоний предстает перед зрителем как рыцарь твердой веры, победивший злые силы.
Великий художник Босх считал алхимиков истинными еретиками. Мастер кисти очень старался открыть глаза зрителю, насколько ошибочно толкование Библии алхимиками с их еретическими мыслями.