Возвращение немого камня — одна из самых ранних работ Босха, дошедших до наших дней. На первый взгляд, из общей композиции и названия картины сразу становится понятной основная цель написания — мотив глупости.
Если речь идет о некоем живописном отношении, то эта работа все же далека от живописного понимания картины. Также можно обнаружить большое количество анатомических дефектов.
Отдельно хочу сказать, что работа выполнена в монохромных, слегка красноватых оттенках, из-за чего вся композиция выглядит
немного сухой. Непростая ситуация и с пейзажем, который находится на заднем плане, он довольно скуп на события и слабо проработан.
Но суть этой картины не в этом. При этом смысловая нагрузка на зрителя здесь на первом месте. Идея художника очень четко передана в произведении, которое сразу раскрывается и бросается в глаза.
Особо хотелось бы отметить, что этот формат Босха очень часто будет встречаться и в других его работах. Если обратить внимание на формат тондо, то в отличие от других итальянских мастеров, таких как Рафаэль или Боттичелли, где круг — идеальная фигура, в понимании Босха круг — это смысл всеобщности.
Интересен следующий факт: когда мастер из Голландии начинает обводить какое-то изображение, он предполагает, что такой случай далеко не единственный, а является аллегорией всех людей на планете.
Что же касается текста, написанного выше и ниже круга, то он полностью описывает ситуацию, изображенную на полотне. Там говорится, что среди скучного пейзажа есть 4 человека, которые неизвестно как оказались именно здесь. Картина действительно поражает своей идеей.