Эта картина посвящена жизни простого русского человека начала 19-го и 20-го веков и изображает столь любимую многими сцену из вечернего чаепития. В старину таким собраниям придавалось особое значение и к ним тщательно готовились. Собрались самые близкие. Стол был накрыт скатертью, расставлены всевозможные угощения и обязательно зажжен самовар, потому что все было затеяно. Все это отражено на рассматриваемом изображении. Эпизод чаепития, зарисованный Игорем Грабарем, происходит на закате после долгого дня. Сумерки
уже сгущается в пространстве, но последние лучи заката еще оставляют свои отблески.
Металлический блеск теплого самовара и легкий отблеск хрусталя в сочетании с другими деталями выдержаны в нейтральной и спокойной цветовой гамме. Никаких четких контуров, цвета незаметно переходят друг в друга, создавая единое полотно. И на этом фоне мы видим героиню картины.
За самоваром с чашкой в руках художник изобразил свою будущую жену Валентину Микешину, дочь известного художника и скульптора. Игорь Грабарь с особым вниманием нарисовал образ девушки. Свет заката золотит ее завязанные волосы и подчеркивает румянец красивого задумчивого лица. Положение героини на картине неподвижное и сосредоточенное. Во время чаепития всегда царит особая доверительная атмосфера, когда можно поговорить по душам. Складывается впечатление, что мы сидим с другой стороны стола и собираемся рассказать девушке сказку — так внимательно она наблюдает за нами с экрана.
Пустой стакан в правом углу усиливает у зрителя ощущение причастности к описываемой действительности. Девушка предлагает нам налить чай в стакан, взять варенье из вазочки и разделить с ней таинство вечернего распития. И все это происходит в тишине, когда можно общаться вполголоса.