Илья Глазунов, российский художник, заявивший о своем творчестве на весь мир, фигура загадочная и противоречивая. Его работы о России и для России, они сделаны из коллажей, рассказывают об ушедшем прошлом, говорят о настоящем и пророчески заглядывают в будущее.
Глазунов замечал красоту окружающего мира в пестрых красках, его интересовали малоизвестные и известные персонажи — поэты и писатели. С особым восхищением живописец отзывался о Федоре Достоевском: большие картины он посвятил произведению «Братья Карамазовы
в триптихе «Легенда о Великом инквизиторе».
«Голгата» 1983 года — название центральной части триптиха. Слева и справа от него не менее интересные произведения, заслуживающие особого внимания: «Великий инквизитор» и «Ночь».
Полотно «Голгофа» уже одним именем рассказывает огромную историю христианского мира. Исполнение на полотне момента распятия Спасителя уникально для каждого живописца и дополняется его собственным пониманием происходящего.
Христос Глазунов печален, одинок. Большие глаза полны мировой печали. Алая кровь послушно скатывается по благородному лицу мученика. Огромные столбы креста делят изображение на части, открывая вид на тревожное небо и стайки невинных птиц.
Печаль героя-художника заразительна и кажется невыносимой. Контрастные красный и синий цвета составляют основу полотна. Желтоватая кожа Иисуса подобна свету закатного неба на горизонте.
Илья Глазунов работал над возрождением самосознания своей Родины. Утерянные в современном мире великие традиции истинной и нетленной православной духовности должны быть воскрешены. Полотна преданного обществу творца спешат на помощь в этом благородном деле. Хотя критики не всегда удовлетворены техникой исполнения, нельзя отрицать значение глазуновских картин как катализаторов позитивных изменений в обществе.