Описание картины Ильи Глазунова «Сто веков»

Описание картины Ильи Глазунова «Сто веков»

Илья Глазунов — современный российский художник и общественный деятель. Непростая судьба художника (его родители и все ближайшие родственники погибли в Ленинграде во время блокады, когда мальчику было всего 11 лет) оказала большое влияние на все его творчество. Глазунов вдохновлялся сильными чувствами, страстями «по Достоевскому», почти все его полотна пропитаны грустью и трагизмом. В советское время творчество художника часто подвергалось критике. Выставка, на которой экспонировалась картина «Дороги

война» (с изображением отступающей Красной Армии) был закрыт, а сама картина уничтожена. Первые работы автора были выполнены в классической, академической манере. Глазунову часто заказывали портреты известных культурных и политических деятелей современности. Но главная тема для творчества художника – Россия и ее история. Чтобы найти свой, особый стиль, близкий традиционному русскому искусству, на многих исторически жанровых полотнах Глазунов сочетал живопись темперными красками с инкрустацией кусочками цветного стекла, коллажами из парчи, бархат и металл.

Картина «Сто веков» (другое название «Вечная Россия»), пожалуй, самая известная и масштабная работа художника. Размер полотна 3 на 6 метров, и его можно назвать своеобразным учебником истории. На одном полотне изображено все существование России за тысячу лет, все значимые исторические и политические деятели государства за это время. Каждый портрет мгновенно узнаваем, глубоко историчен и тщательно написан. Первое, что бросается в глаза, это оригинальность композиции. Образ подобен симфоническому произведению, где каждый образ важен и складывается в одно произведение. В верхнем левом углу картины гора Хараити — по преданию священное место для предков древних славян. Чуть правее — группа православных церквей, собранных из разных уголков необъятной России. Черные тучи сгущаются над золотыми куполами, напоминая о тяжелых временах в истории России. В центре левой части картины — Андрей Первозванный и княгиня Ольга. В левом нижнем углу отражен сложный и трагический момент монгольского ига – славянские воины повержены, их телами пирует хан Орды. Обнаженная дева, выставленная на продажу на невольничьем рынке, является, по мнению художника, символом трагедии, постигшей страну.

Центральная часть полотна отражает события на Руси накануне революции 1917 года. На переднем плане — Ф. М. Достоевский, любимый автор художника. Именно Достоевского Глазунов считал самым главным национальным достоянием, а его произведения наиболее точно передают русский национальный дух. Прямо перед Достоевским стоит царевич Алексей, наследник престола, погибший от рук большевиков. В самом центре картины, у подножия креста с распятым Христом, основатель царской династии Романовых Михаил, рядом с ним Иван Сусанин. Правая часть полотна в основном отдана деятелям культуры. Выделяется портрет Льва Николаевича Толстого, на табличке, которую он держит, главный девиз автора — «Непротивление». В правом верхнем углу фигуры, отсылающие зрителя во времена Октябрьской революции; алое зарево, багровая фигура Ленина, большевистские лозунги. Ниже в апокалиптической «тройке» сидит Сталин. Копыта лошадей вот-вот затопчут согбенную женщину в тулупе, прижимающую к себе младенца.

Стиль росписи напоминает древнерусские иконы — жанр, который очень любил и ценил Глазунов. Посвященный тысячелетию крещения Руси, он стал самым удивительным проектом за всю историю России. Исторические персонажи, изображенные творцом, представлены в виде бесконечного крестного хода, масштабного крестного хода, осененного церковными хоругвями и иконами Божией Матери с Христом. Картина разошлась по миру сотнями тысяч репродукций, а на выставках, где она экспонировалась, поначалу выстраивались длинные очереди поклонников автора.

Оцените статью
Arthodynka.ru
Добавить комментарий