Картина написана в 1896 году. На сегодняшний день полотно представлено в московской Третьяковской галерее. Ранее был представлен первый вариант картины, имевший название «Прости меня!», в 1897 году проданный итальянке в частную коллекцию. Кроме того, есть еще эскиз произведения, находящийся в одном из московских собраний. Один из современников Репина рассказывает о том, как родилась идея полотна. Он утверждал, что произведение было представлено зрителю рассказом одного из юридических лиц о дуэли, на которой виновный погиб
был ранен и незадолго до смерти просил прощения у своего соперника.
На снимке момент после выстрела, когда раненый несколько секунд был окружен, держась за руки и тревожно глядя на доктора, который находился рядом и шел навстречу умирающему, а от противника, наоборот, отвернулся, поджигает победителю дуэли сигарету.
После публикации произведения на Репина обрушилось множество рецензий совершенно разного характера. Одни считали, что художник не завершил произведение, тем самым вызывая чувство безразличия к происходящему внутри эпизода, но были и другие, которые утверждали, что испытывали настоящие эмоции, смотрели на выражение лица умирающего, сопереживали ему . Один из критиков, увидев картину, обратился к Репину с вопросом: «Ведь раненый простил своего убийцу?» Такая реакция была неожиданной для создателя, так как тема самой дуэли была спорной. Многие расценивали работу как некий протест против дуэлянтов, и предпочитали мирное решение конфликтных ситуаций.
Работа вызвала бурное обсуждение даже в СМИ, где ее неоднократно хвалили и критиковали одновременно, что для художника является непременным признаком мастерства.