Величие Репина как художника неопровержимо и не требует доказательств. Список картин мастера можно перечислять бесконечно – настолько он огромен.
В 1876 году большой выбор мотивов в личной коллекции художника пополнила одна небольшая, но очень примечательная картина «На торфяной скамейке».
На работе Репина стоит жаркий день, и его большая семья прячется от солнечных лучей в тени деревьев. Интересно, что Репин не пытался исправить отношение героев картины к позированию.
Это заметно
некоторые недовольны тем, что является объектом кисти художника. Некоторые снисходительны и даже ироничны. А детей этот процесс совершенно не интересует — они просто не замечают его и ведут себя небрежно и непринужденно.
Яркие краски, заполняющие все свободное пространство на холсте, летняя зелень – вызывают ощущение радости, счастья и спокойствия.
Со стороны не обывателя, а исследователя картина не только кипит радостными нотами, но и искусно переплетается несколько стилей, которыми Репин мастерски научился пользоваться во время учебы во Франции. Импрессионизм особенно прозрачен, но искусно обработан особой техникой письма Репина.
У мастера было немало таких удачных работ, как «На дерновой скамейке». Интересно, что сам Репин не придавал таким полотнам большого значения, считая, что в них не заключен путь его становления как великого художника.
Скорее это было развлечение, отдых, а не сама работа. Критика того времени не вполне согласилась с художником. Его периферийное искусство ценилось не меньше, чем шедевральные картины великого русского художника всех времен.
Много позже, когда Репин умер, Бенуа писал о нем не только как о несравненном художнике, мастере, но и как о человеке большой души, за что ему благодарен.