«Негритянка», столь отличающаяся от привычной для Репина формы письма, создана им в Париже под влиянием произведений знаменитой Фортуни, которую любил автор.
Репин не пытался подражать своему кумиру, но в то же время он потянулся в своем искусстве к недоступности чувства формы, которым мастерски владел Фортуни.
Художник создавал портрет и бережно относился к своей модели. Он видел в ней не экзотику, а красоту души. Столь непривычная для него буква заставила его более тщательно подбирать цвета, и ему удалось этого добиться
идеальное сочетание.
В России картина долгое время оставалась неизвестной, до 1939 года, когда ее передали в Русский музей. Критики не спешили восхищаться творением Репина, оценивали «Негритянку» настороженно, даже настороженно. Многие вообще не воспринимали произведение как картину и называли его этюдом.
Сам автор с восторгом оценил свое творение. Он вложил что-то новое в свою работу, и результат был потрясающим.
Репин изобразил «Негритянку» как духовно красивую женщину, не имеющую ничего общего с европейскими стандартами, но с явным чувством собственного достоинства и подчеркнутой утонченностью.
Любовь к простому человеку, уважение к нему всегда были присущи творчеству Репина. Не изменили его и в африканской теме. Художник всю жизнь был верен своим принципам и глубоко ценил демократизм в национальном искусстве.
Мало кто из художников последнего времени может сравниться с Репиным. Только ему удавалось точно передать окружающую действительность, обрамить ее судьбами людей и при этом виртуозно владеть кистью.
«Негритянка» — одна из последних успешных работ Репина. После 1880 года его творческая деятельность стала угасать, он продолжал много работать, но уже не создавал шедевров.