Истинно русский художник И. Э. Репин показывает нам свое видение французской жизни на полотне 1875 года. «Парижское кафе». Двумя годами ранее он получил от Академии право на выезд за границу с целью дальнейшего изучения ремесла живописи. Приехав в столицу Франции, Репина не впечатлила классика, его душу прельстила реальная жизнь города и зарождающиеся течения в искусстве.
Так получилось, что заезжий Репин первым создал здесь импрессионистскую сцену отдыха в кафе, много позже за ним последовал Ренуар,
Моне и другие выдающиеся сворцы эпохи.
«Парижское кафе» — многофигурная картина, в центре которой — одинокая дама в черном. Если для современного человека в этой особе не будет замечено ничего удивительного, то даже для достаточно либерального Парижа 19 века она олицетворяет провокацию, двусмысленность и наглость в приличном обществе. Этим женщина и привлекла внимание остальных посетителей.
Справа две фигуры в полный рост: в сером костюме, скорее всего, коренной парижанин – уверенный, довольный, с хитрой улыбкой крутит усы; под руку с ним следует английский джентльмен, который даже открыл рот на небывалую дерзость женщины. Занятый официант слегка поворачивает шею, глядя на легкомысленную особу. Ближе ко всем сидящим к ней наблюдает семьянин. Остальные же мирно занимаются своими текущими делами: читают, едят или разговаривают.
Репин подготовил более ранние эскизы, женщина в черном изображалась на них как «кокотка», играющая с зонтиком, или как человек, стоящий со стулом и ожидающий кого-то. Смелый, гордый характер героини показался художнику слишком неприемлемым, и он заменил его более скромным взглядом с опущенными глазами. Ближе к современности был скопирован и удален верхний слой — нам представили оригинальную версию красочного, театрального и свободного Парижа.