В этой работе мы видим портрет известного русского живописца Ивана Николаевича Крамского. Всегда возникает много вопросов, как один художник позволил нарисовать свой портрет другому художнику. Но Репина и Крамского связывала давняя дружба, поэтому в этой работе мы видим, буквально, частичку души Репина, его чувства к человеку.
На картине Крамской изображен сидящим. Это пожилой мужчина, на вид ему лет 40-50. Кожа на руках уже постарела, в волосах появилась седина, а борода полная
белая. Создается впечатление, будто человек, позирующий для портрета, находится не дома, где он мог бы одеться поудобнее и роскошно отдохнуть на диване. Перед нами человек в строном, работа официальном костюме. На нем темный, буровато-черный плащ, либо обязательный пиджак. Белоснежные манжеты выглядывают из-под пальто. Брюки артиста тоже темные, почти черные. Столь неудачная цветовая гамма при рисовании одежды полностью компенсируется светлым лицом позера.
Лицо артиста очень напряжено. Он сосредоточен, смотрит на картинку прямо на нас. Взгляд его большой истории, можно, недовольный. Илья Репин был не просто другом Крамского явление он считал его своим учителем, покровителем в искусстве. Вероятно, по этой причине мы видим такое строгое выражение лица Крамского.
Фоновые обои – стена комнаты. Художник мастерски выполнил растяжку света от темного к светлому. Создается впечатление, что в одной части картины фон сероватый, в другой — бирюзовый. Но простая растяжка в работе выглядела незаконно, поэтому фон художник прорисовывает резкими, размашистыми мазками.
Картина выполнена в темной цветовой гамме. Белая рубашка и лицо Ивана Николаевича Крамского — самые яркие пятна в произведении. Таким орам, Репин подчеркивает важность эмоций, внутреннего мира портрета. При этом убирает полное убирает акцент с обостановки.