1884, написана маслом на холсте. Размеры: 88,9 х 69,2 см. Находится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, США.
Как творец Илья Ефимович был неисчерпаем и невероятно разносторонен, как художник, педагог, теоретик искусства и писатель, его интересовали исторические, былинные, народные сказания и современность. Создавая поразительно реалистичные портреты, он на время «влюблялся» и зацикливался на человеке, читая или слушая произведения писателей и композиторов, запоминая строки поэтов,
изучение картин других художников.
Впервые живописец встретил Всеволода Михайловича в концертно-театральном зале в Петербурге и сразу же захотел его написать. Произошло это не сразу, но в итоге образ автора отразился в трех произведениях мастера: нынешней, памятной «Не дождались» (возвращенное изгнание), написанной в один год, и в следующем – впечатляюще-мрачный «Иван Грозный и сын его Иван» (князь Иоанн). Художник увидел в юноше застенчивого, доброго и красивого ангела, внутри которого была обреченность. За время совместной работы они даже подружились.
Во многом взгляд Репина отразился в грустных, умных, серьезных и очень глубоких глазах Гаршина, в общем выражении его лица. Обилие книг и листов на столе показывает, как много он читал, буквально проглатывая тексты. Однако автору в русской публицистике были свойственны короткие и эмоциональные рассказы, развитие особой формы короткой прозы — новеллы.
Несмотря на светло-серый фон, полотно производит довольно тяжелое впечатление. Он состоит из черной одежды, сутулой фигуры и нескольких напряженных рук изображаемого, усиленных нервным охристо-зеленым цветом мебели. Создается впечатление, что художник увидел и попытался предать еще не столь очевидную, деструктивную сторону личности этого человека, ведь всего через пару лет он в припадке нервозности бросится с лестницы и умрет в страшных муках.