Известно, что за время своего творчества Репин невероятное количество раз обращался к жанру портрета. И что самое интересное — каждый из них непременно увенчался успехом. Бедный или богатый, старый или молодой, каждый человек выглядит по-своему оригинально и неповторимо. Репин сумел изобразить в портрете ту индивидуальную черту, которая выделяла бы полотно из ряда других. И эта чертова штука далеко не всегда имела внешний вид.
Это полотно было создано в 1880 году и много лет находится в ГТГ
галерея. Размеры картины достигают чуть более 60 см в ширину и 90 сантиметров в высоту. На многих своих полотнах художник изображает человека выше пояса, чтобы лицо, плечи и грудь выглядели максимально выразительно. Такого же принципа придерживался Репин и в этом случае, но только тело скрыто под большой серой курткой. Писатель, которого нарисовал Репин, сидит на стуле и упирается руками в трость. Многие искусствоведы говорят о том, что изображение нельзя назвать обычным портретом, как привыкли думать об этом.
Очень такая печать Репину передать характер своего клиента. Каждую линию, каждую морщинку он прорисовывал так технично, что многие знакомые Писемского поражались мистическому сходству с оригиналом. Возникает ощущение, что Писемский смотрит на нас не с метрового холста, а с обычной увеличенной фотографии не приветствовать своего будущего майора. Картина дышит жизнью и буквально то тут, то там Писемский встанет со стула и начнет ходить по комнате. Эта живость определенным образом передается за счет необычной мимики героя: приподнятая бровь, удивленное лицо, легкая, почти незаметная улыбка в уголках губ.