На протяжении многих лет Толстого и Репина связывала нежная и теплая дружба, несмотря на то, что по многим вопросам они совершенно не соглашались и часто яростно ссорились, отчего другим казалось, что они ссорятся. На самом деле, сталкиваясь точками зрения, друзья находили общее решение, лучше узнавали друг друга или просто упражнялись в остроумии, развлекая таким образом друг друга.
«Портрет Толстого» — один из многих его портретов, написанных Репиным. Для любого художника естественно рисовать своих близких
людей, и Репин не был исключением. Он изобразил Толстого в кресле, в момент чтения, расслабленного созерцания. Скорее всего, увидев интересную позу, которая, по его мнению, выражала внутреннюю сущность автора, Репин попросил его взять ее еще раз, чтобы зарисовать и сохранить на века.
На картине Толстой сидит в кресле, одна его рука лежит на подлокотнике, в другой он держит небольшую книгу. Он одет в черную блузу, отрезанную на талии ремнем — помимо его воли она ассоциируется с облачением священника. Густая белая борода лежит на груди Толстого. Глаза слегка отводят от зрителя — автор только что поднял их от книги, и в них светится некий вопрос, подумав, о чем он прервал чтение.
Может быть, в тот момент, когда его поза была трогательной и живой, а о картине еще никто не думал, он обратился к Репину с вопросом, но в портрете его задумчивость не допускается, она заключена. Фон картины размыт, в судьбе изображенного лица не имеет значения — это может быть и сад, и гостиная, и веранда, которые Репину просто не оказались ненужными.
Только Репин мог так написать Толстого. С несомненным уважением, вниманием к его личности, с прорисовкой деталей — к малейшим волоскам в бороде. Так что писать можно только другу, а не случайному знакомому и заказчику. И вопрос, блестевший в глубоко посаженных глазах Толстого, возможно, нашел ответ у Репина.