Илья Репин познакомился со своей первой женой Верой, когда ему было девятнадцать лет, а его будущей жене было девять. Они поженились десять лет спустя, и в этом браке родилось четверо детей. Старшую дочь тоже звали Верой; она была любимицей художника. После развода с родителями девочка, в отличие от младшего отпрыска, осталась с отцом; став взрослой, несколько лет служила в Александринском театре, а потом переехала к отцу в Финляндию, в Пенаты.
Сделано несколько портретов старшей дочери художника
в разное время, но самым известным, без сомнения, является портрет маленькой Веры в позолоченном кресле. Младенец изображен в женской шапочке с цветком; если бы не шляпка, то ее короткие волосы можно было бы легко принять за мальчика. Довольно сосредоточенное лицо ребенка очень серьезно; девушка усердно позирует отцу, видимо, по его настоятельной просьбе. В руках у Веры игрушки, мяч и деревянная лошадка, которую она крепко обнимает.
На девушке нарядное платье, черное в белую полоску, с белыми рукавами и воротником; белые колготки и черные сапоги завершают образ. Аккуратная и послушная девочка в парадном костюме на этом полотне – точно такая же модель «идеального ребенка». Портрет фотографически точен; глядя на более поздние работы художницы, на которых изображена та же модель, мы видим, как росла и преображалась дочь художницы.
Несмотря на постоянную занятость, Илья Ефимович старался как можно больше внимания уделять своим детям. Он даже пытался научить их рисовать; но только Вера преуспела в рисовании, старательно подражая отцу. Девочка росла веселой, энергичной девочкой и, по отзывам современников, была душой семьи Репиных. Только с ней Илья Ефимович мог говорить на равных, как со взрослым.