Картина Репина «Самосожжение Гоголя» была написана великим художником в 1909 году. Полотно вызвало много нареканий, так как многие считали такое изображение Гоголя неправильным и даже издевательством над знаменитым умом автора. Но ни название, ни само действие картины не имели ничего общего с предположениями критиков.
Художник изображает на картине двух человек: человека, страдающего душевными и, по-видимому, телесными недугами, полулежащего, распластавшегося на кресле у камина, и его врача, или слугу. Лицо первого персонажа
образ обезображен мучительной болью, но глаза его светятся надеждой, что поглощающее его изнутри пламя станет очищающим и приведет к райским вратам.
Мужская фигура как бы просит у Господа разрешения положить конец обрушившимся на него страданиям и забрать его к себе. Одежда на нем измята, воротник рубашки разорван, в руке он держит бумажки — это сам Гоголь, и, скорее всего, это та самая рукопись второй части «Мертвых душ», которая была сожжена автором, потому что она казался недостаточно осмысленным и успешным.
Второй человек в комнате находится, по замыслу Репина, в тени, он пытается облегчить страдания больного, что легко увидеть по тому, как бережно и даже трепетно он берет его за руку.
Врач, или слуга, уговаривает Гоголя лечь в постель, освещенную светом луны и камина, но больной отказывается, ему больше не нужен ни этот горящий камин, ни белоснежные простыни, ни доктор, он готов встретить Спасителя и поднимает глаза, чтобы не упустить момент этой встречи.
Художник заставляет зрителя искать и искать то, что так взволновало Гоголя, играя тенями, рисуя камин, роскошное кресло, на котором покоится тело больного, другого персонажа, кровать и даже два окна, которыми он оформляет комнату еще мрачнее.
Картина полна печали и страдания, но тем не менее она величественна и прекрасна, как прекрасна сама воля отрешиться от всей мирской суеты и идти к чему-то большему, невидимому глазу простого человека.