Перед вами групповой портрет славянских композиторов, выполненный по заказу одного из самых успешных предпринимателей Москвы XIX века Пороховщикова. Илья Ефимович Репин — выдающийся художник, начавший писать на пике славянофильства — направления литературно-философского мышления, ориентированного на подчеркивание русской культурной самобытности, резкого отличия от западного мира.
На полотне Репина изображено так называемое славянское братство композиторов. Известно, что
некоторую помощь Репину оказывал владимир Стасов, недавно окончивший Императорскую Академию художеств, который подбирал подходящие портреты уже умерших композиторов или тех, кто по каким-либо причинам не мог принять собственного участия в позировании художнику.
Большая часть работы над групповым портретом проходила в Петербурге, но полотно уже было закончено в Москве, сейчас полотно хранится в столичной Государственной консерватории. Среди изображенных можно отметить Михаила Глинку на переднем плане, который косо смотрит прямо на зрителя, рядом с ним Милий Балакирев, Владимир Одоевский и Николай Андреевич Римский-Корсаков. За группой переднего плана виден Александр Даргомыжский, а за ним — Иван Фёдорович Ласковский, справа от композитора — Алексей Фёдорович Львов в полном мундире, слушающий речь Алексея Верстовского.
За роялем можно увидеть братьев Рубинштейнов Серовых. Группу в «глубине» портрета образуют Гурилев, Бортнянский и Турчанинов. Фон образуют Фредерик Шопен, Огинский, у дверей — Липинский. Левую часть портрета образует группа чешских композиторов — Направник, Сметана, Бендель и Горак. Такой выбор композиторов в первую очередь продиктован личными музыкальными предпочтениями заказчика, и большинство музыкантов написаны с их портретов.