Левитана называют «художником настроения» и именно в этой роли он известен. Он пел о русской природе и природе вообще, всегда предпочитал пейзажи и действительно был влюблен в окружающий мир, что видно во всех его произведениях.
Среди них изображения лесов и полей, деревень и рек, а в подавляющем большинстве картин человек отсутствует, как то, что не вписывается в природу. Левитан не придавал решающего значения человеку — максимум человеческого в его картинах было вложенное в них настроение.
Он мог изобразить радость и надежду на лучшее, мог изобразить печаль и тоску. Он мог описать кистью глубокую тоску по любви, он мог описать предвкушение или страх.
«Альпы» в его образе холодны и отстранены. Картина выполнена в темных тонах, только небо и туман на ней светлые. Он отчетливо очерчен сам по себе на нескольких уровнях — земля, зеленая и поросшая низкой травой, полоса тумана, извивающаяся в причудливые полосы и завитки, затем невысокий горный хребет, достаточно низкий, чтобы сойти за холмы, высокие лиловые горы, виднеющиеся вдали даль и над всем этим высоким белым небом.
Никакого участия, никакого интереса не чувствуется за углом. Они просто едят и смотрят на мир отстраненно и холодно. Все оттенки на картине холодные. Даже зеленый, который может быть более чем теплым оттенком, здесь холоден, что уж говорить о льдисто-белом тумане, фиолетовом сумраке далекого хребта, небе. При взгляде на картину создается ощущение таинственности, как будто заглядываешь в потайной уголок, куда не следует заходить человеку. Здесь лавины и дикие звери, здесь лед и холод, здесь без проводника и нескольких километров не пройти.
Такой может быть и человеческая душа — застывший лед, куда без приглашения лучше не вмешиваться и куда без намека пройти невозможно.