Эта картина написана в 1899 году. Это едва ли не последняя крупная работа великого художника.
Зрителям представлен вид холодного осеннего неба. С серыми пушистыми облаками. Густая тьма уже раскинулась на половину неба. Повсюду чувствуется приближение грозы.
Косые струи дождя закрывают все видимое пространство. Ветер рвет траву потемневшую от непогоды и развивает ее вместе с желтеющими свежими опилками. Порывы ветра настолько сильны, что тонкие березки пригибаются к земле.
Такой
такие же согнутые силуэты деревьев и на заднем плане. Пни и аккуратно сложенные в поленницу дрова сохраняют спокойствие ко всему происходящему. Их поливает и холодный дождь. И выглядят грустными и несчастными.
Выдающийся русский пейзажист первым передал печальную мощь безмерной дали русской непогоды. Публика видит в картине усиление повествования за счет использования художником живописных и композиционных средств.
Это необычный сюжет и экспрессия интерпретации. Основной тон образа — тяжелые, холодные красные оттенки. В работе также использованы теплые цвета, но художник намеренно оставил их приглушенными.
Перед зрителем предстает хаотично разбросанная, благодаря широким площадям, трава, опилки. И кажется, что все это развеяно налетевшим из ниоткуда ветром. Легкими мазками создан образ березового леса на горизонте и неба. Для его изображения используются темные, почти черные тона, а также светло-серые тона.
Картину можно назвать панорамой из-за ее вытянутости и изгибов деревьев. В 1899 году была передвижная выставка, и эта работа была выставлена там. Картина показала себя своей нервной, экспрессивной трактовкой и сюжетом, поэтому на нее сразу обратили внимание.