Картина написана Левитаном в 1899 году.
Художнику удавалось с большой силой передавать величайшие идеи мастера, не подвластные наблюдению несвоевременного времени года. Осень изображался им в своем неописуемом спокойствии и особом величии. Зрительно может это ощитить, только посмотрев на полотно Левитана7
Осень полностью изменила всю природу. Всю густую летнюю зелень постепенно смывал дождь, деревья облачались в оранжевые и желтые одежды. Некогда густые леса стали полупрозрачными, совершенно прозрачными.
Лето с его буйными красками сменилось пурпурно-золотой осенью.
Художник любил это время года. Он ждал его с большим нетерпением и большим трепетом. Сколько осенних дней провел он на своем полотне? Известно почти сто картин, посвященных осени, и это не читая этюдов.
Каждый раз на полотнах художника осень предстает по-новому. На этой картине мы видим вещи, которые всем нам хорошо знакомы с детства. Березки до сих пор одеты в причудливые яркие наряды из желтых и красных листьев, ветер не успел их сдуть. Небо такое необычное, что больно вспоминать даже самый тонкий первый лёд на реке.
Мы чувствуем, что печальни дни осени. Листья опадают, трава гниет, солнце еще теплое, но очень слабое. Вся природа готовится к зиме.
Левитан – мастер цвета. Как великолепны белые стволы берез на фоне ровной местами зеленой травы. Краски невероятно красочные и сочные. Художник намеренно не прописывает каждую травинку и каждый листочек. Перед нами туман, о котором поэты говорили, что он «звенящий». Весь образ сливается в какие-то цветовые пятна, создающие особое настроение осенней грусти и грусти. Серое небо совершенно не оживляет пейзаж. Он совершенно безрадостно наблюдает всю картину подготовки природы к холодам. Лишь изящные стволы берез немного радуют глаз, оживляя этот унылый пейзаж.
Левитан умел находить особое очарование и настоящую поэзию в обычных осенних пейзажах.