Сегодня Исаака Левитана по праву называют не просто живописцем, а мастером русского пейзажа. Он успел полюбить ее во всех возможных вариациях (и благополучных, и бедных). Поэтому такой жалкий, неописуемый и печальный пейзаж запечатлен на полотне «Дорога в деревне». Осенний пейзаж автор написал именно в период, скучный и грустный. В это время все вокруг становится тусклым, неописуемым, в природе преобладают серые и темные тона. С такой точностью мастеру удалось передать это настроение, используя только блеклые и совершенно неопределенные оттенки.
Их можно просто назвать темно-серыми.
Впереди поздняя осень, пасмурная погода. Все листья давно уже опали. Гравийная дорога тщательно размыта дождем. Грустно и жалко становится на душе, когда смотришь на это и представляешь, как трудно в такой грязи сдвинуть даже лошадь, не говоря уже о человеке. Дорога на полотне начинается в центре, сразу на переднем плане и слегка извивается где-то вдали.
По обочинам сохранились кусты сухой травы. И выглядит довольно ярко на фоне унылой серости осени.
Черная полоса на дороге делит нижнюю часть полотна почти пополам. Справа от края находится большая лужа с невероятно чистой водой. Художник также сделал акцент на зеркальном эффекте (классический прием, используемый многими писателями). Рядом два больших дерева, на которых совсем нет листьев, и поэтому они выглядят совершенно беспомощными. Но этими вертикальными стеблями Левитан указал вертикальную перспективу изображения.
По обеим сторонам дороги стоят крестьянские избы, которые, как и природа, выглядят убого, просто и убого. Живая на холсте, просто ворона, гадала она на тонкой ветке.
Большую часть полотна занимает осеннее небо, унылое, унылое и безнадежно-серое. Светло-голубой лишь тонкая полоска у горизонта. Скоро выпадет снег и покроет уставшую землю: все вокруг сказочно засверкает. Тоска и грусть вместе с невероятной любовью к сокровенному закоулку в каждом мазке этого полотна.