Природа прекрасна, полна тайн, загадок и красоты, которую многие просто не замечают в суете дня, а лучше всего ее видят пейзажисты, романтики полей и лесов, рек и морей. Они умеют подмечать особый свет, которого обычный человек даже не замечает, умеют видеть, как прекрасна летняя ночь, и не только видеть, но и передавать на холст.
Для каждого пейзажиста в заповедниках есть что-то свое, и он протягивает кисть к краске и вкладывает свой взгляд в картину. Не только окружающая среда
— а мир, каким его видит художник. В этом смысле очень приятно смотреть на картины Левитана. Его взгляд полон любви к миру, внимания к деталям, доброты и нежности. Самые повседневные вещи в его пейзажах кажутся еще прекраснее, чем они есть на самом деле. Наполненный смыслом.
Так что «пейзаж с пароходом» мог бы и не привлечь внимание зрителя, будь он в реальной жизни. Если бы тебе пришлось пройти мимо него с сумкой на плечах, чувствуя под ногами горячую пыль и свинцовую усталость во всем теле. В музее он позволяет увидеть себя во всей красе, посмотреть на дачи, что лежат у реки, на саму реку, гладкую, блестящую и спокойную.
К пароходу, который величественно и медленно плывет, отражаясь в воде и притягивая взгляды. К низкому облачному небу. Пейзаж прекрасен тем, что он статичен, потому что он пронизан любовью художника к Родине, к ее природе, к тому, как эта природа сочетается с человеком и его ремеслом. Хижины на картине кажутся частью пейзажа. Корабль органично вписывается в него.
Все выглядит естественно и полностью, как и должно быть. И даже если дородная крестьянка выйдет из избы и пойдет стирать белье на реку, эта естественность не рухнет, не будет натянута. Все слишком хорошо сочетается и очень красиво в своем единстве.