Полотно «У омута» написано Исааком Левитаном в 1892 году. Эта картина является собственностью Государственной Третьяковской галереи. Многие называют это полотно мрачным и грустным, полным тревоги и скрытого отчаяния.
По мнению критиков, поднимающиеся на пасмурном небе облака и закат солнца символизируют печать и депрессию автора. Картине приписывают загадочность и загадочность благодаря рядом, скрытым сумерками, раскидистым лесам. Они словно наступают на зрителя вплотную и,
если бы не шатающийся мост, они готовы проглотить его своей темной холодной листвой. Шаровидные кусты подошли слишком близко к переправе и стали медленно спускаться к реке.
Мост выглядит очень символично, он делит полотно на две части посередине в вертикальном направлении и привлекает внимание. Сразу не заметно, но с обеих сторон площадки тревада картина сильно отличается. Внизу, слева, можно наблюдать неспокойные воды, усеянные массой мелких волн, от ветра или сильного течения влага буквально усеяна неровностями. Сразу слева, ближе к зрителю, темная деревянная дорожка, обрывающаяся у джакузи.
Справа совсем другая картина. Вода гладкая и гладкая, как натянутый барабан, взгляд скользит по благодатной земле, поросшей сочной травой, которая заканчивается у моста. Кажется, что эти две части разделены всего тремя бревнами, но характер декораций резко меняется. Между двумя мирами словно проходит тонкий мостик, жизнь в этом отдаленном месте затихает и зритель может сам выбрать, какой путь он хочет: спокойный и солнечный или трудный и волнующий.
Выбор многогранен. Не зря Левитан чертит в качестве бордюра именно три бревна. Это истинный христианский символизм. Возможно, этим художник говорит о том, что каждый выбор все-таки предопределен.