Не все, наверное, знают, что у этой картины есть своеобразный антоним — «Туманное утро в Италии», написанное в 1864 году. Художник любил сравнивать эти полотна в разговоре, на фоне двух сторон света, двух кардинально разных по настроению пейзажей: мирное, идиллическое, с одной стороны, и страшное, яростное, с другой.
Айвазовский в «Буре на ледяном океане» для придания пейзажу большей реалистичности меняет привычную цветовую гамму: море вместо синевы начинает отливать темно-изумрудным цветом.
Его отражает свинцовый цвет неба, которое, как это часто бывает на картинах Айвазовского, практически сливается с гладью воды. Кажется, еще немного – и вы почувствуете холодное дыхание Северного Ледовитого океана! А каким контрастом выглядит теплое море Италии, окрашенное нежным розовым солнцем!
Отдельно поговорим о сюжете картины. На ней изображено не только бушующее море (общепопулярная тема, к которой успели обратиться голландские художники XVII века), но и спасение человека. Это довольно редкий случай в истории живописи, ведь до этого художники, изображая кораблекрушение, старались акцентировать внимание на страшных последствиях катастрофы: кораблекрушении, обезображенных трупах.
Айвазовский же одним из первых изобразил борьбу человека со стихией воды, тем самым значительно расширив тематический арсенал маринистов. Вся дальнейшая работа художника, так или иначе, будет направлена на решение проблемы — разумеется, на благо бесстрашного человека в лодке. И уже в «Буре на Ледовитом океане» художник, несмотря на стремление сохранить картину в грозных красках а-ля «Девятый вал», дает смельчаку надежду на спасение в виде солнечных лучей, которые начинают проглядывать сквозь тяжелые тучи.