Год создания — 1885, материалы: масло, холст; размеры: 23 х 34 см. Принадлежит Музею Армянской Конгрегации Мхитаристов, Венеция, Италия.
холм, в честь которого названа картина, сегодня находится в Турции. Однако во времена художника он принадлежал Армении и до сих пор является одним из главных символов этой страны, изображенным на государственном гербе. Айвазовский любил писать пейзажи восточного государства, но это поразительное место фигурирует более чем в десяти его работах.
Арарат
— библейская скала, почитаемая христианами, ведь, как считается, именно здесь после всемирного потопа был пришвартован ветхозаветный Ноев ковчег, где спасались праведники и звери. Помимо упоминания в Библии, с горами Арарат связаны многие древние персидские и армянские мифы. По одной из легенд, именно здесь когда-то Ной посадил виноградник, который впоследствии дал людям вкуснейшие ягоды и вино.
Полотно, несмотря на теряющуюся в легкой сиреневой дымке линию горизонта, четко разделено на две части. Большой и малый Арарат гордо возвышается на вершине. Они написаны очень мягкими мазками полупрозрачного синего и фиолетового цветов и почти сливаются с небом. Только белоснежные шапочки в самом верху дают более сильный контраст. Благодаря этому приему силуэты, едва различимые у подножия, к вершинам словно обретают материальность и парят в воздухе.
Вторая половина пейзажа своими заботами буквально возвращает зрителя с небес на землю. Караван движется по дороге, петляющей по равнине, которая начинает подниматься все выше к переднему плану. Можно различить изящные очертания верблюдов, их погонщиков в характерных белых шапках на головах из овчины. В нем преобладают более темные оттенки темно-зеленого, болотного, миртового, охристо-коричневого…