Картина написана в 1888 году в Неаполе (Италия), в настоящее время находится в Санкт-Петербургском государственном музее истории религии.
Материалами для создания послужили бумага и масло. Обращение к библейским образам проходит общей нитью через все творчество Айвазовского, глубокая религиозность присуща картинам, посвященным событиям и личностям Нового Завета.
По композиции произведение можно отнести к академическому стилю, так как используется прямая перспектива. Художник уделяет особое внимание действию,
что свидетельствует о том, что ему важно вызвать у зрителя отклик, размышления. На картине изображена главная фигура — Иисус Христос в сопровождении группы апостолов.
Более того, мы практически не видим лиц апостолов, в то время как Иисус стоит лицом к нам. Иисус как бы возвышается над ними, взоры каждого из них устремлены на него. Возникает ощущение присутствия, как будто мы тоже сидим в этой лодке, и перед нами предстает чудесное явление.
Благодаря игре света и тени изображение приобретает объем и глубину. Светит не только фигура Христа, но и то, как он идет к людям, фигуры людей темны. Естественно, такой явный контраст служит еще и тому, чтобы еще больше подчеркнуть святость главного героя картины. Айвазовский умело использует язык живописи, чтобы сказать то, что он хочет, донести до зрителя мысль, заговорить с ним, не говоря ни слова.
В чем идея произведения «Хождение по водам»? Наверное, чтобы лучше это понять, стоит обратиться к библейскому сюжету. По его словам, Иисус явился апостолам, плывущим в лодке в сильный шторм. Тогда апостол Петр попросил Иисуса дать ему возможность ходить по воде. И пока в апостоле не возникло сомнение и страх, он пошел. Это говорит о том, что сила веры огромна и спасительна, что бури и опасности веры не страшны, что Бог помогает тем, кто искренне верит в него.