Ну что говорить, когда эта картина принадлежит кисти великого Айвазовского?! Только гений мог добиться такой красоты на холсте. Он преуспел во всем. Он мог изобразить воду так, что казалось, что на холсте именно вода, а не набор красок, производящих такой эффект.
Естественно, свою тайну он не раскрыл, оставив нам лишь восхищаться его гениальностью. И хорошо, что он прожил достаточно долгую жизнь и работал до последних дней. И хорошо, что благодаря этому у нас есть возможность увидеть большое количество морских пейзажей
и батальные сцены на море и морские катастрофы.
И вот на полотне крымский берег. Теперь он скрыт в туманной дымке. Скорее всего это либо раннее утро, либо дело уже шло к закату. Но такое слияние или почти слияние неба с морем происходит именно в эти часы. Посмотрите, как здорово. Единственное, что их разделяет, так это наличие ряби на воде. Так вот, если бы это было морское полотно зеркальной чистоты, мы бы вряд ли различили, где небесное, а где морское царство.
Мастер намеренно скрыл берега за туманной дымкой, он их явно не замечал. Просто главное в этом полотне — море. И мы видим корабли, бороздящие бухту вплотную к берегу. И мы видим, как в небе плывут другие «кораблики» — облака на горизонте. Это верные предвестники бури или бури. И тут начинаешь понимать, почему корабли пытаются заплыть в бухту. Так вы сможете спастись от буйных волн и получить надежное убежище.
Айвазовский давно признан гением морских пейзажей. Коллекционеры охотятся за его полотнами и стараются их купить, сколько бы они ни стоили и какого бы размера работы мастера. Но почти все его картины хранятся в российских музеях. Есть произведения, занимающие видные места в музеях мира, но их не так много, как, например, в Евпатории, в доме-музее художника.