Автор И. Айвазовский завершил свою работу «Морской пролив с маяком» в 1841 году. Как и все другие морские пейзажи этого художника, она отличается своим колоритом и техникой исполнения. Небольшие лодки, парусники и корабли разбросаны по тихому морю. Тяжелые высокие крымские горы окутаны густым туманом, закрывающим их от взора зрителя.
Большинство своих морских пейзажей (а их более 6000) автор создал именно на крымском побережье. Отличается живописностью, сочетанием скалистых берегов с морскими
глубины. Вот и в этой работе автор постарался передать красоту крымской природы, ее мощь и силу.
На фоне тяжелых скалистых утесов лодки выглядят ямочками или ласточками, плавно скользящими по морскому отражению. Глядя на картину, можно услышать крики чаек и шум прибоя, ударяющего о маяк и корабли. Когда лодки плывут вперед, разум зрителя погружается в состояние покоя и гармонии. Сбалансированные яркие цвета расслабляют и расслабляют. Зритель просто останется на берегу и хоть немного полюбуется этим теплым морским днем.
Погода для пейзажа спокойная, ровная, ничего не предвещает беды или бури. Вечер. Солнце уже село за скалы, остался только розовый мягкий закат, который освещает просторы неба и облака, отражаясь в синеве Черного моря. Моряки возвращаются домой, увозя с собой заслуженную добычу с рыбалки.
Еще одной важной деталью произведения является огонь. Темная бросающаяся в глаза башня возвышается у берега и направляет все корабли к дому. Айвазовский символизирует маяк спокойствия. Именно на него возлагается вся надежда мореплавателя, он спасает его от верной гибели в морской пучине, предупреждает о направлении, предупреждает об отмелях. Маяк, безусловно, является символом побережья и дома, тепла и семьи.