Айвазовский – художник, который больше всего на свете ценил и любил море, его певца, в картинах которого оно всегда выступает главным героем. Даже если на них вдруг набредут люди — ведь в море люди иногда плавают — это все равно самый главный, всепоглощающий элемент, который всегда остается больше любого человека.
«Буря» — это гимн этой стороне моря. Его всепоглощающая сила, размашистая, разрушительная и в то же время безразличная. Люди убивают людей, потому что он ненавидит его. Море убивает человека, потому что
который не обращает на него внимания, только немного поворачивается на своем ложе из песка.
Корабль на горизонте маячит неясной тенью. Больше похоже на призрак дерева. Паруса сорваны, мачта, должно быть, рухнула — волны несут его прямо на скалы и с адским треском и грохотом беспощадно собираются разбить его.
Лодка качается на переднем плане. Лиц матросов не видно, но они, должно быть, в отчаянии — гребут со скал, изо всех сил, но не могут бороться с морем. Вскоре их тоже бросят на скалу, где они и умрут — то ли от удара, то ли от перелома.
При этом море остается красивым. Великолепный. Очарование. Как дикий хищник он завораживает, волны по цвету напоминают небо, бьются в клетке берега, ревут, пожирают сами себя. Залитая светом из внезапного просвета в облаках, точка света кажется спасительным островком тишины. Подсознательно кажется, что если морякам удастся доплыть до него, то буря вдруг прекратится и они смогут благополучно доплыть до берега и высадиться на него.
Однако это всего лишь иллюзия, обман зрения. Каким бы привлекательным ни было море, оно не пощадит никого из тех, кто случайно забрел к нему в минуты его гнева.
Эту смесь восхищения и ужаса Айвазовский передал очень точно. Глядя на Шторм, все равно, что вспоминать смерть. Холод в желудке.