В конце ХIХ — первой половине ХХ века, в период значительных перемен в культурной жизни России, многие художники черпали вдохновение для своего творчества в истоках русского народа, обращаясь к мотивам старины и Средневековая Россия. Это были Борис Кустодиев, братья Васнецовы и ряд других выдающихся художников.
Среди них был Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873 — 1954), получивший известность в начале века как автор серии картин, посвященных сценам из русской истории XVI-XVII веков.
То же в 1908 — 1910 гг. Выполнены иллюстрации к книгам «В лесах» П. И. Мельникова-Печерского и «Серебряный князь» А. К. Толстого.
В картине «Поцелуй», написанной в 1910-е годы, живописец вновь обращается к исторической теме. Образ влюбленной пары, сливающейся в пламенном поцелуе на фоне темно-зеленого сада, наполнен яркими и чистыми красками. И позы, и мимика персонажей светятся счастьем и твердой верой в хорошее будущее.
В «Поцелуе» Ивана Силыча отражено богатство и полнота народной души, поэтика, заключенная в бытовых и культурных традициях русской старины. Картина была высоко оценена современниками художника и заняла достойное место в собрании русского искусства; сейчас она хранится в Пензенской картинной галерее, создавшей мемориальный музей Горюшкина-Сорокопудова.