Крамской — русский художник, мастер жанровой и исторической живописи, портретист, искусствовед, человек с острым умом и большим талантом. Именно он в свое время возглавил «бунт сороковых», когда Академия художеств провела крупный конкурс на лучшего живописца.
Победитель получит золотую медаль и полную пенсию в Испании, но совет сохранил за собой право решать тему за студентов. Так что всем участникам «восстания четырнадцати» была дана тема «Пир в Валгалле», которая никому из них не понравилась. Первый
подали прошение об изменении, затем, когда просьба не была удовлетворена, покинули стены академии и отправились в свободное путешествие.
Это стремление к свободе сквозит во всех картинах художника, не только жанровых или исторических, но даже в простых пейзажах. Лесная тропа не исключение. Легкими мазками кисти он как бы намечает путь, по которому можно уйти от шумного пульсирующего мира в мир природы, тихий и полный покоя.
На изображении изображен лесной ручей, в котором отражается ленивое движение облаков. Деревья шепчут листьями и тянутся к небу, словно чтобы пощекотать его. И в чаще убегает узкая тропинка, согретая летним солнцем, и исчезает в густой тьме.
Контраст между залитым золотом лесом и тьмой под кронами далеких деревьев поразителен — тропа словно ведет в преисподнюю. Но там, в сырых сумерках, есть и своя свобода — свобода знать, что за тобой никто не наблюдает и не пытается тебя судить, свобода жарить грибы и собирать ягоды, вместо того чтобы работать и изнурять себя ради кто-нибудь другой.
Путь манит, зовет и влечет.
Даже просто глядя на картину, хочется войти в полотно, ступить на теплое лесное поле и отправиться туда, куда видят глаза, под затянутое облаками небо, в мир, нарисованный легкой кистью и словно светящийся изнутри.