Картина «Мина Моисеева» написана И.Н. Крамским в 1882 году. Это был своего рода эскиз к более крупному полотну «Банда с уздечкой», выполненному годом позже. Портрет Мины Моисеевой считается лучшей работой художника.
В поисках главного героя новой картины художник отправился в глухую деревню под Петербургом, где несколько недель в тишине и уединении работал над портретом простого русского крестьянина. Недюжинный художественный талант помог портретисту оторваться от правил
и установки, принятые при написании этого типа картин.
На переднем плане полотна были обобщенные черты русского мужика: сморщенное лицо, нахмуренные брови, пушистая седая борода, переутомленные руки.
Создается впечатление, что человек на снимке чрезвычайно устал, сломлен работой и тяжелой жизнью. На самом деле это далеко не так, зритель присматривается, может увидеть, что старик на картине достаточно жилистый, хорошо сложенный, взгляд его суров и упрям. Он будет жить долго в этом мире и на многое употребит силу своих могучих рук.
Поза старика на картине расслаблена, руки скрещены и прижаты к груди, он смотрит куда-то в сторону мимо художника, как бы смущаясь своего необычного положения. В уголках глаз старика застыла искорка озорства, лицо его покрыто морщинами, но общего впечатления этот факт ничуть не портит.
Старик одет в синюю парусиновую рубашку, не первую новинку, но даже в ней он выглядит очень эффектно и даже монументально. Зритель не может понять, насколько добр этот старик, сколько он повидал в этом мире хорошего и плохого, доволен ли он своей жизнью, приносят ли ему радость поступки художника, был ли он вынужден согласиться написать портрет.
Картина не может всего этого передать, но благодаря мастерству художника все вышеперечисленные черты характера этого человека становятся доступными зрителю.