Иван Николаевич Крамской начал свою карьеру писарем в Думе. С шестнадцати лет у него появилась страсть — ретушировать фотографии, доводя их до совершенства акварелью и тушью. Поэтому следующей его работой стала служба фотографа Данилевского в Харькове. Позже он переехал в Санкт-Петербург, где продолжал зарабатывать на жизнь ретушером. И только в двадцать лет он наконец поступил в художественную школу. Любовь к рисованию человеческих лиц была его главной страстью как художника. За свою жизнь Иван Николаевич
создал множество портретов выдающихся современников.
Судьба русского писателя и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова была невероятно трудной и трагичной. Он родился в знатной, богатой семье, получил хорошее образование, поступил на дипломатическую службу. В возрасте 34 лет, будучи послом Российской империи в Иране, он был убит во время бойни у российского посольства в Тегеране. Сто тысяч разгневанных толп растерзали всех, кто находился в здании, в том числе и Грибоедова. Александр Сергеевич прожил короткую жизнь, и его портретов при жизни практически не было. Это рисунок цветным карандашом художника М. И. Теребенева. Был и портрет Грибоедова работы П.А. Каратыгина, но, во-первых, он был нарисован по памяти, а во-вторых, не сохранился, от него осталась только литография. При жизни Александра Сергеевича дважды рисовал его тезка А. С. Пушкин, но это только наброски пером. Остальные портреты дипломата были сделаны уже после его смерти.
В 1872 году Крамской получил от Третьякова заказ нарисовать Грибоедова для своей картинной галереи. Иван Николаевич подошел к проблеме серьезно. Он собрал и изучил все доступные литографии, сравнив их между собой. В итоге в качестве собирательного образа выбрал литографию с рисунка Каратыгина. Кроме того, именно это произведение было опубликовано в Собрании сочинений Грибоедова. Иван Николаевич также встречался с Каратыгиным лично и просил его устно описать Грибоедова. С помощью всех этих средств ему удалось написать портрет, на котором Александр Сергеевич действительно был похож на самого себя. Крамской показывал еще незаконченное полотно многим, кто знал его модель при жизни, и вносил коррективы. Все участники просмотра в один голос заявили, что художник написал свою работу с почти фотографической точностью, поражаясь сходству черт портрета и оригинала.
Грибоедов в портрете Крамского предстает перед зрителем серьезным, высокоинтеллигентным человеком с твердыми чертами лица. Карие глаза, спрятанные за тонкими очками, смотрят вдаль задумчиво и спокойно. Широкие брови, прямой нос и тонкие губы, легкая небритость — художнику удалось создать собирательный образ, который сегодня считается самым точным и реалистичным портретом Грибоедова. Автор одета в темное платье и белую рубашку, на шее повязан нарядный шарф. Бордовое кресло, в котором сидит Александр Сергеевич, и благородный оттенок обоев дополняют картину.