Художник Крамской был выдающимся портретистом. Секрет его успеха был в том, что он старался уловить не только внешнее сходство, но и выявить, угадать и передать скрытые, глубинные черты личности.
Иван Николаевич также придавал своим произведениям личное отношение к изображаемому человеку, давал субъективную оценку его натуры. Действительно, тонкая психологическая проницательность редко подводила мастера. Близкое знакомство с Репиным, их частая переписка создали условия для создания
простой портьер зеркало души.
Крамской видел в своем единомышленнике высоту мыслей и чувств, большой ум и чуткость. Он смог изобразить благородный облик художника без прикрас и без помощи собственного мышления. Он видел ее так же ясно, как видел умные черты лица художника. Автор писал не просто человека, а некий этический идеал, которым он считал своего дорогого друга.
Репин изображен стоящим по пояс. Вьющиеся светлые волосы красиво обрамляют лицо. Его губы под усами остаются неподвижными, но глаза как будто улыбаются. Внешний вид артиста мягкий и дружелюбный. Создается впечатление, что не зритель смотрит на героя на портрете, а герой на зрителя. В то же время он знает секрет и с любовью улыбается самому себе. Вероятно, это отражает чувство теплой дружбы и согласия, царившее между творцами.
Гамма оттенков на полотне преимущественно темная. Это черный, серый, темно-коричневый цвета, которые дополняют друг друга. Светлые тона используются только для написания кожи и белоснежного воротника рубашки. Художник кропотливо добивался физического сходства тщательным пропечатыванием рельефа головы, формы лица, а также искусным приемом светотени – мягкого и более выраженного контраста, полутонов и плавных переходов светлых и темных оттенков.
Современники свидетельствовали о редком сходстве графических портретов Крамского с моделью. Этого художник добился благодаря точному рисунку, тщательно подготовленному рельефу головы и лица, моделированию формы светотенью — контрастами, полутонами, едва заметными переходами света и тени.
Особенно ярко проявилось присущее Крамскому органическое свойство — он умеет видеть в изображаемом лице возвышенное, благородное, даже героическое, но не привнесенное извне, сложенное и надуманное.
достижение телесного сходства далеко не исчерпывает задачу художника-портретиста. Крамской доказывал необходимость портрета для выражения «мысли» художника об изображаемом человеке, авторского суждения о нем. Поэтому в лучших произведениях Крамского вдумчивая долгая проработка модели, создание художником концепции пришли к образу человека, изображаемого перед произведением на холсте.
Крамской стремился раскрыть сложную духовную жизнь человека, выявить самые существенные, глубокие, не лживые качества изображаемого.
Главное для него – выражение этического идеала