Репин – русский художник, предпочитавший ворота всем остальным жанрам, а также изображению исторических и бытовых сцен, отражающих дух времени – прошлого или современного мастера. Мемуарист, директор Академии художеств. Среди его учеников было много талантливых живописцев, особенно выделяется его вклад в судьбу Серова, которому он давал частные уроки. Картины Репина отличаются точностью, тонкостью взгляда и пера.
Портреты создают определенное впечатление о персонаже, часто многократно подчеркнутое, все люди разные
заметна любовь к людям — в них трудно найти неприятных персонажей.
«Портрет Менделеева» — один из многих портретов, написанных Репиным, который содержит в себе все черты, характерные для его подобных произведений. Это живое, неиконическое выражение лица Менделеева, задумчивый взгляд в сторону, слегка склоненная голова.
Это красиво перетекающие друг в друга цвета, размытый фон, на котором человек выделяется так, что ничто не отвлекает от его фигуры, являющейся центральной в изображении. Также для Репина характерен определенный взгляд на изображаемого человека — так Менделеев под его кистью прежде всего ученый старшего возраста, сделавший множество удивительных открытий и внесший значительный вклад в науку.
Это отражается и в выражении лица Менделеева – он думает о книге, он сосредоточен и отстранен. Это есть и в его одежде – профессорская мантия, традиционная квадратная кепка. Вот книги, которые его сопровождают: две на столе, толстые тома, подчеркивающие его ученость, и одна в руках, страницы придерживает ладонью, чтобы они не разлетались и не закрывались. Это своеобразный парадный портрет, выделяющий в человеке не личность, а его главную функцию, которую он сделал целью своей жизни.
И Репин сумел это показать просто великолепно.