Невероятно тонкая картина, полотно того самого Шишкина, который много позже напишет «Медведей в сосновом лесу», «Рожь», «Дубок» и многие другие довольно известные картины. Эта картина одна из первых. И это несложно понять, хотя бы по тому, как мягко нарисован нижний пейзаж: сено накосили и обрезали вокруг мельницы. Отдельно нужно сказать о мельницах. Обратите внимание, что мы можем видеть одновременно две мельницы — ту, что на переднем плане, и дальше, в глубине пейзажа, — но такое впечатление, что они стоят параллельно
друг к другу на равном расстоянии.
Причем настроены они так, что крылья ловят «розу ветров», и при необходимости без особого труда пускают в вращение. Но хитры и на выдумки земледельцы: в Прибалтике ставили такие мельницы, которые могли крутиться вокруг своей оси, то есть ловить ветер там, где он дует сильнее. Есть такие конструкции мельниц в Испании, известны мельницы. И в этом пейзаже мельницы стоят, так сказать, на больших балках. Скорее всего мельница уже старой конструкции и вполне вероятно не выдержала напора ветра. Здесь она застрахована. Ведь для сельского населения мельница — кормилец. Она мелет муку, весь урожай пшеницы ей приносят, как бы на поклон.
Но вернемся к холсту. Оглянитесь… Поля скошены, значит, скорее всего, уже конец лета, начало осени. А потому мельницы скоро заработают на полную мощность, так что скоро будет готова и мука, которую потом продадут или в закромах. Но небо играет важную роль в этом пейзаже. Кстати, тоже осень, с тучами, которые не предвещают ничего хорошего. Но небо все еще немного летнее.
Это все та же синева, которая так приятна нам летом. А окружающий лес еще зелен и вдали виднеются лесные холмы.
И что интересно, таких пейзажей с темой урожая очень много, но еще не было такого полотна, где урожай был бы плохой. Оно и понятно, художники должны внушать своим творчеством оптимизм, но в то же время заставлять людей думать и размышлять. Когда смотришь на это полотно, думаешь, как хорошо жить на родине, где такие чудесные просторы.