Невероятно красивые пейзажи создает сама природа. Это позволило художнику увидеть и запечатлеть их. Картины Ивана Шишкина всегда получались на славу. Ведь он даже умел прописывать веточки, травинки и листья с почти фотографической точностью даже на огромных полотнах. А на картине «Скала» мы также видим размытый водой грунт, из которого кое-где торчат корни. Вот пень, упавший в русло оврага. Когда-то он, видимо, еще держался корнями за землю, но его безжалостно смыло потоками, которые мчались сюда с каждым
ливни, при каждом таянии снега.
Внизу скалы находится водная гладь. Вероятно, овраг спускается к реке. Вот почему вода хлынула сюда так уверенно, что за века высекла здесь такую впадину. А еще на дне оврага прижились молодые деревья, которые, несмотря ни на что, растут и зеленеют.
В воде много камней. Этот могучий поток прикатил их сюда сверху, откуда березы пытаются вырасти на самом краю, но им просто трудно ухватиться корнями за землю, поэтому они наклонились, нависая над оврагом.
Обычно автор создавал такие картины, копируя их с натуры. Он искал великолепные места и приходил к ним изо дня в день, в одни и те же часы, чтобы найти почти то же состояние природы, то же освещение.
«Утёс» он писал в ясный летний день, когда в овраге было сухо, а обнаженная глина приобретала желто-оранжевые оттенки. Шишкин неустанно писал картины и работал над несколькими полотнами одновременно. Секрет его заключался в том, что у него в работе была одна картина — для утренних часов, другая — для дня, а третья — для вечера, когда на землю могла опуститься пронизывающая туманная мгла. И для каждого времени суток выбирал подходящий план, наиболее выгодный в том или ином свете.